Человек года
в области культуры

Winner
Диана Вишнева

Диана Вишнёва – российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России, лауреат Государственной премии России и двух премий «Золотая маска», идейная вдохновительница фестиваля современной хореографии Context. В качестве приглашенной примы танцевала в Большом театре, Ла-Скала, Американском театре балета (АВТ), Метрополитен-опере, парижской Гранд-опера, Берлинской опере, Гамбургском балете Джона Ноймайера. Стала единственной за последние 25 лет российской балериной, приглашенной выступить с труппой Мориса Бежара (в «Болеро»). Ранее с этой труппой танцевала Майя Плисецкая.

В мае 2015 года Вишнёва отметила 20-летний юбилей своей творческой деятельности гала-концертами в Большом и Мариинском театрах. Свой гала-концерт в Петербурге, прошедший спустя три дня после смерти Майи Плисецкой, Диана Вишнёва посвятила ее памяти. Программа трехактного юбилейного вечера «Двадцать», включала второй акт «Золушки» в постановке Алексея Ратманского, третий акт «Онегина» Джона Крэнко и миниатюру «Старик и я» (хореография Ханса ван Манена), которую прима исполнила в паре со знаменитым танцовщиком Владимиром Малаховым.

В ноябре пройдет третий международный фестиваль современной хореографии «Диана Вишнева. Context», в ходе которого состоятся лекции, мастер-классы и кинопоказы, конкурс молодых хореографов, премьера новой постановки Ицика Галили (Израиль), а также выступит сама Вишнёва и труппы Introdance (Нидерланды) и Brenda Angiel (Аргентина). Центральным событием фестиваля станет приезд труппы выдающегося хореографа, основоположника танца модерн Марты Грэм.

Александр Сокуров

В сентябре 2015 года знаменитый российский кинорежиссер Александр Сокуров получил приз федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония». «Франкофония» была представлена не от России, а как совместный проект Франции, Германии и Нидерландов, осуществленный русским режиссером на русском языке.

Это художественно-документальное исследование о том, как во время оккупации Парижа фашистами были предприняты меры по спасению культурного наследия Лувра, главного музея Франции. Речь в ленте идет о спасении коллекции Лувра – во время оккупации Франции им занимались Жак Жожар, директор музея, и немец, граф Франц Вольфф-Меттерних, на чьих плечах лежала ответственность за сохранение произведений искусства на оккупированных территориях.

В июне 2015 года Александр Сокуров на церемонии вручения ему Государственной премии в Кремле сказал: «Я хотел бы попросить Бога, чтобы он нас уберег от ошибок, и попросить Бога, чтобы он уберег наших солдат и наших офицеров, чтобы жизнь он уберег и чтобы все у нас было по-человечески». После награждения, в личном разговоре с Владимиром Путиным, Сокуров повторно пояснил президенту страны, почему он не сделал версию «Фауста» на русском языке, а также поговорил с ним «о политике».

В августе Александр Сокуров вместе с другими российскими режиссерами (Андрей Звягинцев, Никита Михалков, Алексей Герман-младший, Александр Сокуров, Владимир Котт, Алексей Федорченко, Владимир Мирзоев, Павел Бардин, Аскольд Куров), перед оглашением в российском суде приговора украинскому режиссеру Олегу Сенцову, выступил в его защиту.

Ольга Захарова

Ольга Захарова, до октября 2015 года – исполнительный директор Центрального парка культуры и отдыха имени Горького

Бывший исполнительный директор телеканала «Дождь» возглавила главный московский парк в октябре 2011 года, спустя год после начала реставрации и модернизации ЦПКиО под руководством Сергея Капкова. Она была второй в истории женщиной-директором Парка Горького ЦПКиО (первой была американка Бетти Глан в 1930-1937 годах, создававшая концепцию парка). Когда реформы в парке начались, мало кто верил, что одна из запущенных исторических достопримечательностей столицы преобразится в лучшее городское пространство. Когда же Захарова покидала свой пост, Парк Горького входил в пятерку самых популярных мест отдыха в мире — по количеству геотегов в Instagram он обгонял Лувр и Красную площадь.

По сути, именно благодаря усилиям команды Захаровой в Москве появилась мода на отдых в парках, особенно среди молодежи. При этом в 2011 году, когда новая команда только пришла в парк, его доходы от предпринимательской деятельности составляли 135 млн руб., а по итогам 2014 года — уже 755 млн руб: за четыре года доходы ЦПКиО увеличились почти в пять раз. В 2015 году 305 млн руб., заработанных парком, были реинвестированы в его развитие. А одним из последних по времени достижений Захаровой на посту исполнительного директора ЦПКиО стала реставрация центрального входа в парк: на его крыше появилась смотровая площадка, а внутри — лекторий и музей истории парка Горького.

Евгений Миронов

Прославленный артист театра и кино Евгений Миронов с декабря 2006 года работает художественным руководитель Государственного Театра Наций. В июне 2015 года на основной сцене Театра Наций состоялась громкая премьера: один из самых известных и титулованных театральных режиссеров мира Роберт Уилсон представил свою версию канонических произведений Пушкина - «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о золотом петушке», менее известную «Сказку о медведихе», а также фрагменты поэмы «Руслан и Людмила».

Это международный проект готовился в течение полутора театральных сезонов на двух континентах. Часть репетиций проводилась в Центе Вотермилл (Watermill Center) в восточном Лонг-Айленде – лаборатории искусств и гуманитарных наук, созданной Уилсоном для творческого сотрудничества студентов и профессионалов. Созданный Уилсоном особый театральный стиль находится на стыке драматического театра и современного искусства, кинематографа и пантомимы, цирка и современного танца.

В разных странах он также ставит национальную классику: во французском «Комеди-франсэз» – «Басни Лафонтена», в Германии – «Трехгрошовую оперу» Бертольта Брехта, в Национальном театре в Афинах – «Одиссею». Расписание Уилсона составлено на десятилетия вперед. Переговоры о постановке сказок Пушкина длились восемь лет. Сам Миронов, помимо организации постановки в Театре Наций, исполняет в «Сказках Пушкина» роль Пушкина.

Одним из центральных событий предстоящего сезона Театра Наций станет постановка пьесы Чехова «Иванов», для работы над которой Миронов пригласил художественного руководителя французского театра «Одеон», всемирно известного режиссера Люка Бонди. Премьера запланирована на май 2016 года.

В этом сезоне Театр Наций также начинает новый региональный проект – «Театр Наций FEST...», цель которого – предоставить зрителям возможность в течение нескольких дней знакомиться с различными формами деятельности театра – не только спектаклями, но и музыкальными и литературными концертами, социальными проектами, образовательными программами, творческими встречами, лабораториями современной драматургии и режиссуры и т.д.

Елена Гремина

Елена Гремина – российский сценарист, режиссёр и драматург «новой драмы». Считается одним из идеологов этого театрального направления, где более всего ценится близость к реальности, умение максимально точно отражать современную действительность. Гремина – один из основателей и директор «Театр.doc», существующего с 2002 года, один из руководителей проекта «документальный театр». Под ее руководством артисты «Театр.doc» также занимаются социальной работой – ведут театральные уроки в коррекционной школе, адаптируют русскую классику в школах для детей мигрантов, проводят семинары и мастер-классы с заключёнными подростками.

Большая часть постановок «Театр.doc» сделана в жанре документального театра. Для текста используются подлинные материалы, интервью, документы, спектакли создаются на основе исторических фактов или встреч с реальными людьми, на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности. Жанровый диапазон – от эпоса до стендапа, от интимного дневника до изысканной концептуалистской акции. Заметную долю репертуара составляют постановки, имеющие острое политическое или социальное звучание. В числе таковых – «Час восемнадцать» о смерти аудитора Сергея Магнитского, фантасмагория «Берлуспутин» по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо.

«Театр.doc» дважды за последний год лишался помещения: в январе ему пришлось переехать из помещения в Трехпрудном переулке, в котором он работал со своего основания – тогда договор расторг столичный департамент имущества. В мае же новый арендодатель, вновь внезапно досрочно расторг договор и предписал до 1 августа выселиться из здания на Спартаковской улице.

Несмотря на все трудности, «Театр.doc» под управлением Греминой продолжает работать. 22 сентября в Москве, в Малом Казенном переулке, куда на этот раз переехал театр, состоялась премьера спектакля «Подлинные истории женщин, мужчин и богов». А через неделю в Петербурге начались первые большие гастроли театра – семь спектаклей, из которых четыре премьеры. Ранее гастроли «Театр.doc» в Петербурге в последний момент всегда срывались – отказывали площадки. На этот раз гастроли прошли на сцене Pop-up театра Семена Александровского, задуманного в форме «внезапного появления» – сразу: после спектаклей «Театр.doc» проект Pop-up закрылся, чтобы появляться в других местах с непрогнозируемой регулярностью.

Владимир Урин

Владимир Урин – советский и российский театровед, режиссёр, педагог, профессор. Генеральный директор Большого театра с 9 июля 2013 года. Заслуженный деятель искусств РФ. Известен как человек, под чьим руководством Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стал одним из лучших в России. Заняв в 2013 году пост гендиректора Большого театра, Урин пригласил туда самых прогрессивных и даже эпатажных российских режиссеров.

В новом 240 сезоне Большой театр планирует как минимум девять премьер – шесть оперных и три балетных. Большинство из них ставят дебютанты. Римас Туминас во второй половине февраля представит оперу Шостаковича «Катерина Измайлова», в апреле на Новой сцене пройдет премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале», которую ставит Тимофей Кулябин (молодой режиссер, оказавшийся в эпицентре судебного разбирательства из-за постановки вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, получил приглашение от руководства Большого после вручения «Золотой маски» прошлого года). А в июне на Исторической сцене дадут «Осуждение Фауста» Берлиоза. Постановщиком спектакля станет еще один дебютант Большого театра – выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн.